Четверг, 17.07.2025
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Законодательство Амурской области [9]
Законодательство Воронежской области [5]
Законодательство Краснодарского края [11]
Законодательство Красноярского края [9]
Законодательство Москвы [28]
Законодательство Московской области [20]
Законодательство Омской области [4]
Законодательство Приморского края [11]
Законодательство Республики Дагестан [2]
Законодательство Республики Удмуртия [6]
Законодательство Республики Якутия (САХА) [7]
Законодательство Ростовской области [9]
Законодательство СССР [4]
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. [23]
Законодательство Саратовской области [4]
Законодательство Сахалинской области [4]
Законодательство Свердловской области [18]
Законодательство Ставропольского края [6]
Законодательство Тверской области [4]
Законодательство Тульской области [3]
Законодательство Тюменской области [7]
Законодательство Хабаровского края [12]
Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа [8]
Законодательство Челябинской области [9]
Законодательство Ямало-Ненецкого автономного округа [7]
Украинское законодательство за 1993 г. [2]
Украинское законодательство за 1994 г. [5]
Украинское законодательство за 1995 г. [2]
Украинское законодательство за 1996 г. [4]
Украинское законодательство за 1997 г. [4]
Украинское законодательство за 1998 г. [4]
Украинское законодательство за 1999 г. [3]
Украинское законодательство за 2000 г. [3]
Украинское законодательство за 2001 г. [11]
Украинское законодательство за 2002 г. [6]
Украинское законодательство за 2003 г. [6]
Украинское законодательство за 2004 г. [13]
Украинское законодательство за 2005 г. [10]
Украинское законодательство за 2006 г. [14]
Украинское законодательство за 2007 г. [10]
Украинское законодательство за 2008 г. [7]
Федеральное законодательство [123]
Новости [89]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Октябрь » 18 » Самая стильная библиотека мира.
04:59
Самая стильная библиотека мира.
Никогда еще не видано было изящества более смелого как в целом, так и в частях, как в консолях, в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого…»

 


 Лауренциана  - итальянская государственная библиотека, построенная в 16 веке по проекту Микеланджело Буонарроти во Флоренции.



Лестница вестибюля  Лауренцианы.


  Эпоха теснила эпоху. На смену уравновешенности и гармоничности Высокого Возрождения шли динамизм и напряженность маньеризма и  барокко. Микеланджело почувствовал это едва ли не раньше всех и выразил в восхитительной Лауренциане.



 Интерьер читального  зала Лауренцианы.


Строгие формы и четкое  членение  читального зала Лауренцианы буквально взрываются  динамичностью низвергающейся лестницы вестибюля.



Искусствоведы любят сравнивать её с потоком лавы – потоком мысли. Лестница  скульптурна. Микеланджело отказался от  использования скульптуры в качестве выразительного средства  при проектировании библиотеки, но не смог убить в себе скульптора.


Так рождался шедевр.


 


 Эскизы Микеланджело.


 


Автор рассказывал об этом очень просто: "... будто бы взял я несколько овальных ящиков с днищем в одну пальму каждый, но разной длины и ширины, и самый большой и первый я будто поместил на полу на расстоянии от стены с дверью, зависящим от того, какой вы пожелаете сделать лестницу: отлогой или крутой. На первый ящик я положил бы второй, настолько во всех направлениях меньше первого, чтобы он над ним выступал не более того, сколько требуется для подъема ноги, так, чтобы в направлении двери ящики по отношению друг к другу уменьшались и отступали опять-таки ради подъема и чтобы верхняя, самая маленькая, ступень равнялась проему двери. А к описанной овальной части лестницы должны примыкать как бы два крыла с той и с другой стороны, со столькими же ступенями, но не овальными. Средняя из этих лестниц предназначается для государя - от середины до верха названной лестницы, а повороты названных крыльев должны возвращаться к стене, от середины же вниз до самого пола они должны, как и вся лестница, отстоять от стены приблизительно на три пальмы так, чтобы нижняя часть помещения не была занята ничем и оставалась свободной со всех сторон. Я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете"



Микеланджело Буонарроти


Лестницей бесконечно восхищался Вазари, участвующий в этом проекте как один из исполнителей замысла гения. «Но затем он придумал и нечто лучшее и пожелал показать это там же в библиотеке Сан Лоренцо в прекрасном членении окон, в разбивке потолка и в дивном входе в это помещение. Никогда еще не видано было изящества более смелого как в целом, так и в частях, как в консолях, в нишах и в карнизах; не видано было и лестницы более удобной, с ее столь причудливыми изломами ступенек, и все это настолько отличалось от общепринятого другими, что поражало каждого…»



Джорджо Вазари.


 Не все разделяли эти восторги. Яков Буркхард, щвейцарский историк 19 века, стоявший у истоков культурологии и  называвший барокко «варварским языком Ренессанса» считал, что «лестница пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею».


Однако, несмотря на такое мрачное пророчество,   всегда находилась и до сих пор находится масса охотников рискнуть и подняться по этой великолепной лестнице. Другое дело, что пускают в библиотеку, далеко не всех, а только постоянных читателей.  Туристы  же вынуждены оставаться за порогом. Чтобы не мешать работать посетителям библиотеки. Дело в том, что Лауренциана не только самая стильная библиотека, но и  одна из самых старейших действующих библиотек мира. Свой отсчет она ведет с 1444 года, когда Козимо Медичи Старший, купец, банкир, политический деятель Флоренции, владелец крупнейшего в Европе состояния и основатель династии, преобразовал свое обширное собрание рукописей в домашнюю библиотеку.


 


Козимо Медичи Старший


Чуть раньше, в 1437 он унаследовал собрание знаменитого собирателя древних рукописей Никколо Никколи.  Вообще, Козимо  Медичи был страстным коллекционером. « Он щедро платил своим агентам, посылаемым в разные страны, в том числе и мусульманские, для поиска новых рукописей, которые должны были украсить его собрание, вернее, собрания: Публичную библиотеку рода Медичи, расположенную в монастыре Святого Марка, и Частную библиотеку Козимо. Общее число томов в них превышало десять тысяч.

Особенно Медичи был признателен Поджо Браччолини. Сын аптекаря, Браччолини благодаря своему таланту каллиграфа и тонкому уму большую часть жизни был секретарем пап и кардиналов. Для собирателя древних текстов лучшего и пожелать нельзя - ведь перед ним были открыты все монастырские библиотеки. Одержимый настоящей манией поиска книжных раритетов, Браччолини мастерски выуживал бесценные рукописи Лукреция, Цицерона, Плавта, Квинтилиана, Витрувия
  и других античных классиков у ничего не подозревающих аббатов и аббатис. . .»  В  1497г. Медичи были изгнаны из Флоренции, библиотека перешла в руки города и была отправлена в Сан-Марко. После возвращения во Флоренцию в  1512 г. Медичи не только вернули себе власть в городе, но и свою коллекцию.

Внук Козимо - Лоренцо Великолепный, столь же одержимый страстью к книгам, расходовал на них десятки тысяч золотых дукатов. 


 


Лоренцо Первый Медичи.


Портрет работы Дж. Вазари.


Он значительно обогатил собрания деда, свое название «Лауренциана» библиотека получила именно в его честь. А проект здания заказал Микеланджело незаконный племянник Лоренцо Первого – Джулио , ставший в 1523 году папой римским Клементом Седьмым. Это произошло в 1524 году. Здание строилось долго, до 1560 года.


 


Здание библиотеки, возведенное с южной стороны клуатра базилики Сан-Лоренцо.


Отделкой здания занимались другие: зодчие  Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати следили за постройкой; резчики по дереву Карота и Тассо отделывали деревянной резьбой наборный потолок, Батиста дель Чинкве и Чапине изготовили скамьи -  пюпитры. Но следует помнить, что  все в библиотеке, все детали от наборного потолка до пюпитров и терракотого пола, выполнялись по эскизам Мастера.


Знаменитые детали.



 



 



 


Элементы пола Лауренцианы.



 


      


    


 


      В 1571 году библиотека открылась  для публики.  Флорентийцам любезно  разрешили пользоваться сокровищами семьи: кодексы, из который состояла частная библиотека Медичи, были выставлены в шкафах-пюпитрах. Предварительно с книг сняли обложки и сделали одинаковые переплеты из розоватой кожи с гербом Медичи.





Пюпитры, сделанные по эскизам Мастера.




      Книги крепились к пюпитрам цепями – для сохранности. В таком виде предстают они перед посетителями библиотеки и теперь. Среди сокровищ – дошедшие со времен античности труды Тацита, Плиния, Эсхила, Софокла, Квинтилиана, а также кодекс Юстиниана, переписанный вскоре после обнародования в середине VI века. Еще в библиотеке хранятся рукописи Петрарки и Бокаччо и подлинник автобиографии Бенвенуто Челлини.


В каждой  библиотеке всегда находится её материализованная душа – Библиотекарь. В 17  - начале – 18 века  Лауренциана,  в лице  Антонио Мальябекки, приобрела душу совершенно необыкновенную – страстную и ненасытную.


 


Портрет Антонио


Мальябекки.


«Эксцентричный итальянский библиоман и библиотекарь, прославившийся своей необыкновенной памятью и ученостью. Родился во Флоренции. Работал подручным у зеленщика. Не умея ни читать, ни писать, жадными глазами смотрел на исписанную оберточную бумагу. Текста он не понимал, но чувствовал, что чернильные каракули таят в себе иной, волшебный мир. Сосед-книготорговец заметил, с какой страстной тоской разглаживает и рассматривает мальчик макулатурные рукописи, и позвал его к себе в ученики. Через пару дней Антонио уже знал по внешнему виду все книги в лавке. Хозяин принялся учить его грамоте. Мальчик оказался настолько способным и обладал такой поразительной памятью, что даже ученые Флоренции ходили смотреть на него, как на чудо. Он обладал одной удивительной способностью – не умел забывать…  Раз им увиденное или услышанное запоминалось ему навсегда. Что бы ни спросили, он тотчас отвечал, называл и имя автора, и название книги, и даже страницу, где есть ответ на заданный вопрос. О Мальябекки пошла такая слава, что великий герцог Тосканский Козимо III Медичи назначил его своим библиотекарем, а затем хранителем Лауренцианы, знаменитой флорентийской библиотеки. Вот здесь он начитался всласть самых разных книг. Но это его уже не удовлетворяло. Он раздобыл где-то каталоги всех крупных европейских библиотек и разложил их содержание по ячейкам своей необъятной памяти. Рассказывают, однажды великий герцог заинтересовался какой-то книгой, и случившийся рядом Мальябекки. тут же откликнулся: «Достать эту книгу невозможно. Существует она в одном-единственном экземпляре, и тот находится в библиотеке султана. От входа – направо, во втором шкафу, седьмой фолиант». Мальябекки собрал богатейшую личную коллекцию, которую он завещал городу Флоренции. В доме его книжные завалы начинались прямо у порога, передняя была забита книгами до потолка, в комнатах громоздились книжные башни и змеились книжные редуты – да так густо, что было некуда сесть и негде ходить; между книгами пролегала лишь узкая тропка, позволявшая пробраться из одной комнаты в другую. И Мальябекки знал все свои книги, знал, какую часть какой груды надо переложить, чтобы достать нужное ему сочинение… Сам он почти не ел: его дневной рацион составляла пара яиц и осьмушка хлеба. Платье на Мальябекки от долгого ношения превратилось в лохмотья, шляпа прохудилась и пропускала дождь, шейный платок стал грязно-желтым от табачного дыма, рубашку он не стирал и носил, пока она на нем не сгнивала. Он жалел время на все, что отрывало его от книг, экономил на сне, еде и одежде, даже на мытье. И напрасно великий герцог предлагал ему покои, уход и питание в собственном дворце, Мальябекки ускользал из расставленных ему сетей почета и удобств, упорно оставаясь в своей нищете и среди своих книг. И не вредило ему его полуголодное существование: лишь на восемьдесят втором году захлопнула смерть книгу его жизни…


     Листы ацтекских кодексов из собрания Антонио Мальбекки, переданного в дар городу в 1714 году.


     


  Иллюстрации к текстам, посвященным ацтекской мифологии.


Мальябекки оставил отборную библиотеку (ок. 40 тыс. книг и 10 тыс. рукописей), которая хранилась в отдельном кабинете Лауренцианы во Флоренции (т. н. кабинет Мальябекки); Мальябекки, наизаядлейший из самых заядлых библиоманов, интересовался прежде всего украшением книги. Оценивал переплет, прочитывал название, посвящение и предисловие, пролистывал указатель и просматривал названия глав. Его биографы утверждают, что этого ему было достаточно, чтоб узнать содержание книги и даже источники, которыми пользовался автор». И. Рат – Вег. «Комедия книги»


С 1755 года в течение длительного времени  Лауренцианой руководил Анжело Мария Бандини,  выдающийся литератор, эрудит, историк, внесший значительный вклад в развитие библиотеки. Он занимался   переводами и каталогизацией средневековых итальянский и латинских манускриптов.



Портрет Анжело Бандини


В 1861 г. король Виктор Эммануил II, присоединив к ней свою библиотеку, основал Национальную библиотеку Италии во Флоренции.



Евангелист.


                        


Распятие. Жены мироносицы у                        >Вознесение. Кодекс Рабулы. 586г.


Гроба Господня. Кодекс Рабулы 586 г.


 


 


       Пророк Иеремия.                 >                                                  >     Вознесение.


Толкования на Книги пророков.                >                                                  >                    Кодекс Рабулы. 586г.


Конец 10 - начало 11вв.                                                                                                                                         


                         


                         >                                                  >                              >                                                  >                         



 Богоматерь с Младенцем. Кодекс Рабулы 586 г.


Сейчас  фонды Библиотеки Медичи Лауренциана составляют около 150 000 книг, среди которых находятся  инкунабулы XV в. и издания XVI в, а также около 11 000 рукописей и 2 500 папирусов.


 


 Использованы материалы Википедии и фото с сайтов:


http//www/bml/firenz.sbn.>it


www.michelangelo.ru/pl21.>html


 


   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


         


       


 


 


 


 


        


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Категория: Новости | Просмотров: 642 | Добавил: unctill | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • группа
  • пароли
  • можете
  • Rembieliski
  • красивой
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz