Четверг, 17.07.2025
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Законодательство Амурской области [9]
Законодательство Воронежской области [5]
Законодательство Краснодарского края [11]
Законодательство Красноярского края [9]
Законодательство Москвы [28]
Законодательство Московской области [20]
Законодательство Омской области [4]
Законодательство Приморского края [11]
Законодательство Республики Дагестан [2]
Законодательство Республики Удмуртия [6]
Законодательство Республики Якутия (САХА) [7]
Законодательство Ростовской области [9]
Законодательство СССР [4]
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. [23]
Законодательство Саратовской области [4]
Законодательство Сахалинской области [4]
Законодательство Свердловской области [18]
Законодательство Ставропольского края [6]
Законодательство Тверской области [4]
Законодательство Тульской области [3]
Законодательство Тюменской области [7]
Законодательство Хабаровского края [12]
Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа [8]
Законодательство Челябинской области [9]
Законодательство Ямало-Ненецкого автономного округа [7]
Украинское законодательство за 1993 г. [2]
Украинское законодательство за 1994 г. [5]
Украинское законодательство за 1995 г. [2]
Украинское законодательство за 1996 г. [4]
Украинское законодательство за 1997 г. [4]
Украинское законодательство за 1998 г. [4]
Украинское законодательство за 1999 г. [3]
Украинское законодательство за 2000 г. [3]
Украинское законодательство за 2001 г. [11]
Украинское законодательство за 2002 г. [6]
Украинское законодательство за 2003 г. [6]
Украинское законодательство за 2004 г. [13]
Украинское законодательство за 2005 г. [10]
Украинское законодательство за 2006 г. [14]
Украинское законодательство за 2007 г. [10]
Украинское законодательство за 2008 г. [7]
Федеральное законодательство [123]
Новости [89]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Июнь » 5 » начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя
17:40
начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя
начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная).]

От 23.03.2004
№ 14-51-70/13
Органы управленияобразованием субъектов
Российской Федерации
Во исполнение приказа от 01.03.2004 № 936 О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации» Минобразование России направляет Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения.

Примерное положение

о библиотеке общеобразовательного учреждения

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения и распространяется на библиотеки следующих общеобразовательных учреждений:
начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная).]


2. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационны>ми ресурсами.
3. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее – библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения.
6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.
8. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационно>го обслуживания библиотеки.
9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационны>х ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационны>х процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
11. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационны>х ресурсов общеобразовательного учреждения:
o комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
o пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
o аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
o осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
o осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
o организует и ведет справочно-библиографическ>ий аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
o разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
o обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационно>е обслуживание обучающихся:
o предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
o создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
o организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
o оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
o организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
o содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
o руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационно>е обслуживание педагогических работников:
o выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
o выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
o содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
o создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
o организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
o осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
o поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
o способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационно>е обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
o удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
o консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
o консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
12. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографиче>ских процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.
13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографи>ческой работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
14. Библиотечно-информационно>е обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
15. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационны>е услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения
16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
o гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационны>х ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
o необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
o современной электронно-вычислительной>, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
o ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
o библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
18. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
o двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
o одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
o не менее одного раза в месяц – методического дня.
21. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
22. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.
23. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.
24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
25. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
26. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.
27. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
28. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.
29. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
30. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
31. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационно>й и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
32. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
33. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационно>го обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографиче>ских знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
34. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографи>ческое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
35. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическ>им аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.
36. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
37. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
38. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия – учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература -1 месяц;
- периодические издания, издания повышенного спроса -15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
39. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям

Правила пользования библиотекой МОУ СОШ №28

1. Общие положения

Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники МОУ СОШ №28

К услугам читателей предоставляются: фонд учебной, худо­жественной, справочной, научно-популярной литературы для учащих­ся; методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей:

—книги, газеты, журналы, слайды, видео-магнитные записи, микрофиши, электронные базы данных и др.;

—справочно-библиографичес>кий аппарат, каталоги, картотеки, справочно-библиографический фонд, рекомендательные списки ли­тературы;

—индивидуальные, групповые и массовые формы работы с чита­телями.

.     Библиотека обслуживает читателей:

—на абонементе (выдача произведений печати отдельным чита­телям на дом);

—в читальном зале (подразделение библиотеки с особым поме­щением, где читатели работают прежде всего с изданиями и другими документами, которые на дом не выдаются);

—в пунктах выдачи при учебных кабинетах для работы с издани­ями и другими документами в учебное время;

Режим работы библиотеки соответствует времени работы об­щеобразовательного учреждения. Для обеспечения дифференцирован­ного подхода к обслуживанию читателей составляется расписание работы библиотеки с выделением определенных дней (часов) для
посещения отдельных групп учащихся по классам, преподавателей, родителей.

2. Права, обязанности и ответственность читателей

2.1  Читатель имеет право:

-Пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационны>ми услугами:

-  иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информа­ции;

—получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания и аудиовизуальные документы;

—получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;

-   получать книги по межбиблиотечному абонементу;

-   продлевать срок пользования литературой в установленном порядке:

-   использовать справочно-библиографическ>ий аппарат, каталоги и картотеки на традиционных и машиночитаемых носителях;

__- пользоваться справочно-библиографическ>им и информацион­ным обслуживанием;

—получать библиотечно-библиографиче>ские и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиоте­кой, книгой, информацией.

–Принимать участие в мероприятиях, проводимых библио­текой.

Избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказы­вать практическую помощь библиотеке.

– Требовать соблюдение конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых им материалов.

–Обжаловать действия библиотечных работников, ущемляю­щих его права, у директора общеобразовательного учреждения (контактный телефон         ) или в региональном органе

управления образованием (адрес контактный телефон____ ).

–2.2.6.Пользоваться дополнительными платными услугами. Пе­речень и стоимость дополнительных платных услуг разрабатывается и определяется каждой отдельной библиотекой и утверждается ди­ректором общеобразовательного учреждения.

Читатели (поручители несовершеннолетних читателей) обя­заны:

—соблюдать правила пользования библиотекой;

—бережно относиться к произведениям печати и другим носите­лям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и та);

—возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;

-  не выносить книги и другие документы из помещения библио­теки, если они не записаны в читательском формуляре:

-    пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями, книгами, полученными по межбиблиотеч­ному абонементу, только в помещении библиотеки;

-    при получении печатных изданий и других документов из биб­лиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному ра­ботнику, который сделает на них соответствующую пометку;

-    расписываться в читательском формуляре за каждое получен­ное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов);

-    при утрате и неумышленной порче изданий и других докумен­тов заменить их такими же либо копиями или изданиями, признан­ными библиотекой равноценными. При невозможности замены воз­местить реальную рыночную стоимость изданий. Стоимость утрачен­ных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учетных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фон­дов;

-    не нарушать порядок расстановки литературы в фонде откры­того доступа;

-    не вынимать карточек из каталогов и картотек;

-    ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;

-    при выбытии из общеобразовательного учреждения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;

-    соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить боль­шие портфели и сумки в помещение библиотеки.

–При нарушении сроков пользования книгами и другими до­кументами без уважительных причин к читателям, в установленном порядке, могут быть применены административные санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой).

–Личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбы­вающие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.

–Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предус­матривает уголовную ответственность либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями пе­чати и другими документами.

–За утрату несовершеннолетними читателями произведе­ний печати из библиотечных фондов или причинение им невос­полнимого вреда ответственность должны нести родители или по­ручители.

3. Обязанности библиотеки

3.1. Библиотека обязана:

-   обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к биб­лиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;

-   обеспечить оперативное и качественное обслуживание читате­лей с учетом их запросов и потребностей;

-   своевременно информировать читателей о всех видах предос­тавляемых услуг;

-   в случае отсутствия необходимых читателям изданий запра­шивать их по межбиблиотечному абонементу из других биб­лиотек;

-   предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы библиотечного информирования;

-   изучать потребности читателей в образовательной информации;

-   вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;

-   проводить занятия по основам библиотечно-библиографиче>ских и информационных знаний;

-   вести устную и наглядную массово-информационную работу;
организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, Дни информации, литературные вечера, игры, праздники и другие мероприятия;

-   совершенствовать работу с читателями путем в недрения пере­довых компьютерных технологий;

-   систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;

-   обеспечить читателей необходимой литературой в каникуляр­ное время;

-   проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;

-   обеспечить сохранность и рациональное использование биб­лиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения доку­ментов;

-   проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе библиотечный актив;

-   способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и информацией;

-   создавать и поддерживать комфортные условия для работы чи­тателей;

-   обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учеб­ного заведения;

- отчитываться о своей деятельности в соответствии с положе­нием о библиотеке.

4. Порядок пользования библиотекой

4.1.           Запись читателей проводится на абонементе или другом пун­кте выдачи литературы. Учащиеся записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном порядке, сотрудники и учителя —по паспорту.

4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.

4.3. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выпол­нении своей подписью на читательском формуляре.

4.4. Читательский и книжный формуляры являются документа­ми, удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных и дру­гих источников информации и их возвращения в библиотеку.

4.5. Обмен произведений печати производится по графику рабо­ты, установленному библиотекой.

5. Порядок пользования абонементом

5.1.Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно самой библиотекой и фиксируется в правилах пользования библиотекой.

5.2.   Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном эк­земпляре. Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные
издания, литература, полученная по межбиблиотечному абонементу (МБА).

5.3.          Читатели (за исключением учащихся 1-2 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий.

6.Порядок пользования читальным залом (для библиотек, имеющих читальные залы)

6.1.Литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдается.

6.2.Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные кни­ги, издания, полученные по межбиблиотечному абонементу, выдают­ся только в читальном зале.

6.3.Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило, не ограничивается.

Должностная инструкция заведующей библиотекой

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________________
(расшифровка подписи)

______________________
(полное наименование школы)

Дата No.
____________
(место принятия)

1. Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г.No. 8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995 г.No. 58-М.


1.2 Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения, назначается и освобождается от должности директором и подчиняется непосредственно директору школы.
1.3 Заведующий библиотекой должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. ‘Тарифно-квалификационные характеристики: (извлечение) п.5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».
1.4 В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы, Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и настоящей Инструкцией.

2. Функции.
2.1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения;
2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно-библиографи>ческого обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей;
2.3. Формирование у читателей навыков незави

Категория: Новости | Просмотров: 418 | Добавил: unctill | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • группа
  • пароли
  • можете
  • Rembieliski
  • красивой
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz